Интересное

Для большинства россиян хамство – это неуважение к другим людям

К такому выводу пришли в социологическом агентстве «Вебер», которое узнало у россиян, как часто они сталкиваются с хамством и какие качества характеризуют воспитанного человека.

Как оказалось, 89% россиян так или иначе сталкиваются с хамством, при этом 92% жителей нашей страны считают себя воспитанными.

Для большинства опрошенных хамство – это:

— неуважение, безразличие и высокомерие по отношению к людям

— применение оскорблений и унижений с переходом на личности

— вызывающее, грубое и провокационное поведение.

Интересно, что в тувинской традиционной культуре воспитание у детей уважения к другим людям, особенно старшим наиболее важно. Так, смысл тувинской поговорки – Кежээниң мурнунда – хүндү – «Уважение [других] – прежде усердия», означало, что трудолюбие, хотя и являлось одним из хороших качеств человека, но уважение других людей, прежде всего, старше себя, ценнее. Под этим понималось то, что усердие, несмотря на его благие качества, приносит пользу только самому человеку, а уважение, и таким образом, доброе отношение к другим, взращивание в себе хороших человеческих качеств – важнее практических. Кроме того, это было одним из инструментов сохранения нравственных устоев в тувинском обществе. Сегодня традиции воспитания трансформируются под влиянием времени.

57% высказали мнение, что в сравнении с советскими временами сегодня люди стали хамить друг другу чаще.

Также «Вебер» выяснил, как часто россияне сталкиваются с хамством:

Ежедневно 15%
Несколько раз в неделю 21%
Несколько раз в месяц 25%
Несколько раз в год 29%
Не сталкиваются 4%
   

Выражая согласие или несогласие с предложенными суждениями, россияне отметили, что хамство – это игнорирование человеком замечаний окружающих, которым он доставляет неудобства (83%), неуместные комментарии, комплименты и навязчивое внимание в адрес других людей (63%), а также прослушивание музыки, просмотр видео и видеозвонки в общественных местах без наушников (59%). При этом публичное проявление чувств в общественных местах, например, поцелуи, большая часть опрошенных (72%) к хамству не относит.

Кстати: 79% опрошенных считают, что если родители неуважительно могут отнестись к окружающим при детях, то дети тоже вырастут грубыми.

Участники опроса рассказали «Веберу», что при столкновении с грубостью в свой адрес просто игнорируют её (48%), но в тех случаях, когда при них с хамством сталкивается другой человек, пытаются защитить (45%) или снизить градус конфликта (41%). Чаще всего опрошенные полагают, что некоторые люди терпят грубость в свой адрес по причине того, что как раз не хотят возникновения конфликта (74%).

Рассказывая о местах, где они чаще всего встречаются с хамством и грубостью, россияне особо отметили:

Автомобильные дороги 60%
Интернет 60%
Общественный транспорт 48%
Поликлиники и медучреждения 48%
Магазины 43%
Улица 28%
Рынки 22%

 

Абсолютное большинство согласны, что грубое поведение не зависит от пола, возраста, образования или уровня достатка. 45% считают, что государство должно влиять на то, чтобы люди реже грубили друг другу в общественных местах, посредством штрафов и пропаганды отказа от ненависти, а также популяризации вежливого поведения.

 «Представления людей об этичном, культурном поведении у всех разные, они часто зависят от среды, в которой находится человек, и многих других особенностей. В этом исследовании мы хотели узнать, какие нормы разделяют россияне, какое поведение считается допустимым, а какое, наоборот, неприемлемым. Приятно осознавать, что грубое отношение, или попросту хамство, не является частью нашего менталитета – так считают 66% в России. А вот желание заступиться, помочь, позаботиться, примирить нарастающий конфликт как раз заложено в нормах социальной жизни, что и отразилось в ответах респондентов. Вместе с тем, каждый второй (45%) уверен, что на хамство не нужно отвечать хамством», — поделилась руководитель социологического агентства.

Справка: «Вебер» — совместный проект АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» по исследованию общественного мнения с использованием современных онлайн-инструментов.

Похожие записи

Новости

Популярные записи