НовостиЭкономика

Реальные доходы за период увеличатся на 20%

Экономика России к 2030 г. превысит уровень 2021 г. на 17% в случае реализации целевого сценария «ускоренная адаптация». С таким прогнозом министр экономического развития Максим Решетников выступил на итоговой стратегической сессии по основным направлениям экономической политики в условиях санкций, сообщил «Ведомостям» близкий к правительству источник, принимавший участие в совещании. Решетников действительно называл такую оценку, подтвердил федеральный чиновник, также знакомый с ходом сессии. Предполагалось, что в 2024–2025 гг. рост ВВП составит 2,6%, далее по нарастающей ближе к 3%, уточнил он. Прогноз на 2023 г. он не назвал, сославшись на чувствительность продолжения дискуссии по поводу этой оценки.

Совещание под руководством премьер-министра России Михаила Мишустина прошло 30 августа. Минэкономразвития совместно с профильными ведомствами по поручению Мишустина подготовило сценарии развития экономики России до 2030 года. Отмечалось, что предложенные системные решения должны помочь преодолеть спад и выйти на устойчивый рост уже в 2024 г. Предполагается, что позитивную динамику в первую очередь обеспечит внутренний рост – как потребительский, так и инвестиционный, приоритетные направления были выработаны на профильных сессиях, говорилось в сообщении министерства.

Еще в июне на вводной стратегической сессии в Минэке ожидали, что рост ВВП к 2030 г. будет на уровне 8,5% по сравнению с 2021 г., отметил федеральный чиновник, близкий к ведомству. По его словам, теперь планируется, что ВВП будет расти по 2% год с 2023 г., а в 2028–2030 гг. – на 3%. Темп роста инвестиций в 2030 г. в этом сценарии составит 30% к 2021 г., а реальные доходы населения увеличатся на 20% за этот период.

По словам источников, к 2030 г. правительство ожидает, что структура экономики серьезно изменится: доля экспортно-ориентированных отраслей сократится, это будет компенсировано увеличением доли обрабатывающих отраслей, ориентированных на внутренний рынок, а также IT, строительства, туризма, культуры, здравоохранения, образования.

Достичь таких темпов роста планируется с помощью новой социально-экономической программы. Сообщения о начале ее разработки публиковались в июле. Схематично стратегия может быть представлена в виде следующих блоков.

– Развитие транспортно-логистической инфраструктуры под новые потребности в экспорте и импорте, в том числе в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК).

– Поддержка проектов импортозамещения. Одна часть этого направления предполагает реализацию коротких рыночных инициатив для достижения быстрых и ощутимых эффектов, другая – запуск системных мегапроектов с господдержкой. Стимулировать импортозамещение планируется за счет бюджетного финансирования и гибкой таможенно-тарифной политики.

– Обеспечение технологической самостоятельности – фактически доступности на рынке всех необходимых технологий. Достичь этого планируется через отечественные разработки и импорт.

– Цифровизация – создание собственной IT-основы в виде оборудования и программного обеспечения (ПО). Приоритетом станет цифровизация реального сектора, обеспечение доступности полных линеек ПО взамен ушедших западных.

– Поддержка частной инвестиционной активности. По этому направлению власти планируют в том числе содействовать импорту оборудования через меры таможенно-тарифного регулирования и кредитование. Также будут использоваться средства ФНБ для финансирования крупных долгосрочных проектов, госгарантии и поручительства, инструменты институтов развития.

– Обеспечение достаточных финансовых ресурсов для перенастройки экономики, в том числе с учетом закрытия доступа к западному финансированию. В этой сфере правительство хочет содействовать развитию фондового рынка и банковского сектора.

– Повышение гибкости рынка труда. Это направление включает в себя мероприятия по облегчению территориальной мобильности населения и межотраслевого перетока рабочей силы. В числе мер также подстройка среднего специального, дополнительного образования под новые потребности, подготовка IТ-специалистов и инженерных кадров.

– Развитие предложения в отраслях, удовлетворяющих растущий внутренний спрос: жилье и ЖКХ, культура, досуг, спорт. Также планируется реализовывать потенциал внутреннего туризма, т. е. вкладываться в инфраструктуру и средства размещения.

– Развитие социальной сферы. Эта часть общей стратегии будет реализовываться в русле национальных целей развития до 2030 г. На совещании подчеркивалось, что все принятые социальные обязательства будут безусловно выполняться. Кроме того, планируется усиливать импортозамещение в здравоохранении за счет дальнейшего развития отечественной фармацевтической промышленности, медицинских технологий и производства оборудования, расширить предложение медицинских и социальных услуг.

– Региональное развитие. Направление включает в себя привязку системных и отраслевых задач на уровень субъектов. Правительство хочет отдельно сфокусироваться на Кавказе, Прикаспии и Дальнем Востоке в связи с перенаправлением транспортных потоков.

– Развитие интеграции в ЕАЭС и сотрудничества со странами-партнерами. По этому направлению планируется развитие в сфере не только взаимной торговли, но и производственной кооперации – на основе конкретных проектов, а также возвращение к практике заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений с другими странами.

Указанные темпы роста в 17% к 2030 г. возможны, потому что фактически ситуация преподносит больше положительных сюрпризов, считает главный экономист по России и СНГ «Ренессанс капитала» Софья Донец. По ее словам, существенной оказалась стрессоустойчивость российской экономики и возможность обеспечивать рост за счет внутренних драйверов, особенно со стимулами со стороны макроэкономической политики.

Похожие записи

Новости

Популярные записи