Главная новостьК 100-летию ТНР

Памятники истории ТНР в лабиринте отражений

Очень интересный конкурс провели сотрудники Отдела по охране культурного наследия Службы по лицензированию РТ! Конечно, как и любой другой конкурс он интересен не столько самим фактом своего существования, сколько работами, которые прислали школьники. Идея простая: ребята должны были написать эссе о памятниках истории и культуры периода ТНР А вот воплощение оказалось самым необычным. В эссе ребят, как в зеркале, отразилось отношение к истории и культуре жителей Тувы в целом.

Лабиринт первый – думать самому, или взять готовое

На конкурс прислали не слишком много работ, всего около двадцати. Но чтобы оценить их, надо не только прочитать, но и оценить: подходят они по теме или нет. А после прочтения, естественно начинаешь классифицировать: это подходит, это – не очень, это – не совсем в тему, но интересно, это – совсем в тему, но механически скопировано из интернета…

Получился настоящий классификационный лабиринт, в котором можно определить некоторые основные ветви. Первый момент, в котором происходит разделение, это как раз способ получения и обработки информации. Можно подумать, потом поискать в разных источниках, потом еще раз подумать и – написать. Можно просто пофилософствовать – тоже неплохо: форма эссе позволяет, а можно (вообще-то по условиям конкурса нельзя) просто скопировать из интернета.

Думать об истории ТНР и Тувы в целом, это важно. Но главное – воплотить свои думы в форму эссе. Некоторые подошли к делу серьезно. И их работы – это почти философское размышление, как например у Монгун-Ай Кол из Адыр-Кежига (Тоджа) «Тува – моя гордость».

Некоторые механически скопировали текст, как кажется, даже не читая его до конца. Вот, например, фрагмент из одного эссе про памятник Салчаку Токе: «А вот памятник получился обыденно-дежурным, прямо из серии Бюстов дважды Героям соц. Труда, устанавливаемых в 1970-1980-х. Безликий и без художественной проработки. В лихие 1990-е памятник пришлось закрыть досками от местных вандалов, мстивших Токе за советский период. В Туве на вандалов, осквернивших памятник Салчаку Токе.» Все. Конец цитате. Так на неоконченном предложении се и обрывается. Автор – ученица восьмого класса. Вряд ли девочка вообще представляет себе «бюсты дважды ГероевСоц. Труда», не уверена даже, знает ли она, что когда-то были герои социалистического труда.

Лабиринт второй – стараемся и не очень

Конечно, те, кто просто скопировал текст с какого-нибудь сайта, не слишком старались. Можно только предположить – хорошими ли были поиски, или взяли информацию с первы попавшихся путевых заметок.

Тех, ребят, которые писали сами – сразу видно. Но и тут может быть либо живой, интересный язык, либо текс, переполненный самыми разными ошибками: «У нас в площади победы есть каменные стены в которых написаны имена». Впрочем, даже и такой текст – интереснее, чем чужой. Тут есть свои мысли, и порой достаточно оригинальные. 

Блестящие работы написали ученики школы № 17 Ананды Калдан и Белек Солун-оол. Читать такие эссе – истинное удовольствие. Они интересные, яркие, увлекательные. Было видно, что ребята и сами писали с удовольствием, что они проработали тему, продумали, многое узнали. Причем узнали наверняка больше, чем вместилось в само эссе.

Лабиринт третий – в поисках ТНР

История Тувы в целом – увлекательная вещь. Но вот если ставить хронологические ограничения – не у всех срабатывает чувство времени. Как-то от одной совершенно взрослой, уважаемой женщины услышала абсурдное суждение. Она сказала, что это белогвардейцы сместили амбын-нойона Комбу-Доржу и поставили вместо него Агбана-Демчи. Но ведь это событие произошло в 1915 году, а белогвардейцы появились только после революции 1917 года!

У детей представление об истории и о памятниках ТНР оказалось гораздо причудливее. Ананды Калдан, которому, кстати, присудили первое место, написал об аллее Героев Кобдинского сражения. Война в Кобдо была в 1912 году, памятники устанавливают прямо сейчас – еще не все сделали, а период ТНР – 1921-1944 годы. Впрочем, наверное, это не столь важно, потому что люди – герои Кобдо – жили ведь не один год. Тот же Шондаан-Маадыр в 1931 году был одним из организаторов Тере-Хольского мятежа. То есть, вполне проявил себя в период ТНР.

Одна девочка вспомнила о других памятниках – о кижи-кожээ – каменных изваяниях. Судя по опечаткам, текст набирала самостоятельно, не копировала: «они являются предметом поколения», конечно, имея ввиду поклонения. И даже если она просто переписала чей-то уже готовый текст, будем надеяться, что ее, как и всех нас позабавило замечание Дугласа Каррутерсачто эти каменные фигуры сходны «с любым полковником британской армии, как по хорошо расчесанным усам, так и по настоящей военной выправке». Может быть, она серьезно заинтересуется этими скульптурами.

Были эссе о памятниках Буян-Бадыргы и Салчаку Токе. Эти люди, без сомнения, оказали огромное влияние на историю ТНР, но памятники им были установлены гораздо позже.

Одно эссе откровенно озадачило. Оно было о мемориальной доске, установленной в честь воина, погибшего на Северной Кавказе. Хотя, если обратить внимание на заголовок: «Помнить прошлое. Гордиться настоящим. Верить в будущее», то можно счесть и это сочинение «в тему».

Идеальное попадание в тему

Две ученицы второй школы – Доржэ Ондар и Ангелина Маады заняли соответственно второе и третье место. И вот тут – действительно попали в тему. Хотя…

Доржэ Ондар написала эссе на тему: «Объект культурного наследия: Дом 7, улица Ленина». Это дом, в котором одно время размещался театр, а потом, довольно долго – краеведческий музей.

И выводы девочка делает очень хорошие: «Есть немало законов в жизни нашего народа, государства, которые регулируют наши права и обязанности. Но этот Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории…)» является тоже важным. Он помогает нам сохранять и правильно использовать объекты культурного наследия. Объекты, памятники культуры представляют собой уникальную ценность для всего народа, являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Мы имеем доступ к культурным ценностям, возможность знать прошлое нашей страны, жизнь того поколения, а также развивать свою культурно-национальную самобытность, защищать и сохранять нашу историческую культурную среду. Мы имеем право любить и должны любить свой край, свою культуру».

Только вот ведь проблема – этого здание уже нет. Его снесли и построили копию. Так сказать, улучшенный вариант. Но это уже не вина ученицы.

Ангелина Маады писала о Национальном парке: «Раньше его называли «Летний сад». Он был открыт 5 апреля 1928 года. Кызылчане любили отдыхать здесь. В те годы «Летний сад» был единственным в городе оазисом зелени. Старики поговаривали это было их самым любимым местом. 3 мая 1937 года «Летний сад» был переименован в «Парк культуры и отдыха», а в 1960г. в «Парк культуры и отдыха имени Гастелло» и объявили памятником природы». В ее эссе не только исторические факты, но и воспоминания родителей, собственные впечатления.

Гениальная девочка

Но вот было еще одно эссе, автор которого получила приз только за номинацию, она не заняла никакого места, потому что формально ее сочинение было не в тему. Ананды Калдан написала эссе «Усинский тракт- пульс жизни». Да, дорога – вроде как, и не памятник культуры. И не состоит в реестре охраняемых объектов.

Но почему? Почему до сих пор не состоит? Просто у нас это пока не принято. Пока дороги мы не рассматриваем как элемент культурного наследия. До сих пор под памятником истории и культуры мы понимаем что-то выдающееся, особое, которое и должно быть сохранено. Например, дом, в котором происходило что-то значимое для истории.Или скифский курган.

Между тем, дороги обладают достаточной культурной «глубиной», вовлекая в хозяйственный и культурный оборот всю территорию, расположенную вдоль них. Вспомним, хотя бы древнеримскую Аппиеву дорогу, ставшую своеобразным музеем под открытым небом.

Да, Усинский тракт не Аппиева дорога. Так ведь и Тува – не Древний Рим. А вот «Дороги в Сантьяго-де-Компостела»входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.Этот объект Всемирного наследия включает дорожную сеть четырёх маршрутов христианских паломников общей протяженностью около 1500 км., архитектурные постройки: соборы, церкви, больницы, постоялые дворы, мосты…

У нас пока комплексный объект крайне редко входит в структуру охраняемых категорий памятников. Хотя в селе Кочетово можно видеть, есть не один музей, а именно комплекс разных памятников. Ведь охрана и использование единичных («точечных») объектов не может быть эффективной вне окружающего их исторического и природного пространства.

Вряд ли Ананды Калдан проводила исследование на эту тему. Но девочка поняла суть – Усинский тракт вполне может рассматриваться как комплексный объект. Аппиеву дорогу активно посещают туристы, вдоль дороги находятся несколько музеев. Древних дорожных станций и разнообразных харчевен уже нет, но вместо них появилось немало новых.

Усинский тракт мог бы стать интересным туристическим объектом. На каком-то отрезке дороги проехаться на бричке, как это делал основатель Кызыла Габаев, закусить в трактире на Усинском тракте, переночевать в юрте или на заимке, которые располагаются у дороги…

Ананды Калдан знает и легенды об этой дороге: «На берегу речки Верхняя Буйба, недалеко от станции Буйба растут 4 ели, расположенные квадратом; по легенде на этом месте были убиты стражниками и похоронены четыре беглых каторжника. Их товарищи посадили на могиле маленькие елочки».

И нашу прогулку по ответвлениям лабиринта, в которых отражается отношение к истории, предлагаю завершить словами их этого эссе: «Сейчас дорога живёт собственной жизнью более 100 лет. Мелькают как километры за окном автомобиля, годы. Меняемся мы, меняется жизнь, дорога обрастает былями и легендами, но по-прежнему манит и зовёт вперед».

Марина ДМИТРИЕВА

Похожие записи

Новости

Популярные записи